Как пишет теоретик педагогики Я.А. Коменский по словам автора книги о нём, конкретно о его мыслях в сочинении Prodromus pansofiae - Предвестнике всеобщей мудрости:

"И если каждый человек научится жить в единстве с правдой и исполнять свою партию во всеобщей гармонии, то тогда все люди придут к согласию - к миру! Ведь корень любого зла таится в том, что человек стремится достигнуть отнюдь не гармонии, а собственной выгоды и собственного благосостояния, потому что именно так он чаще всего воспитан. Наука же развивается ради самой себя и служит человеческому честолюбию и росту могущества отдельных лиц" [Кратохвил 1991: 75]

Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

Там же - об истоках вампиризма в культуре:
"Кризис в Ирландии назревал долгие годы. Ирландцы упорно сопротивлялись установлению английского господства. Присоединение Ирландии к Англии сначала было лишь формальным, но со временем англичане предприняли попытки подчинить Ирландию и включить её в своё королевство. С начала XVII века англичане буквально захватывают область за областью, сгоняют местных жителей с земли, конфискуют поля, деревни, усадьбы и отдают их колонизаторам, хлынувшим из Англии и Шотландии. "Ирландцы выползали из всех уголков леса на руках, потому что ноги их уже не держали. Они были похожи на скелеты, и голоса их звучали словно из могилы; они ели дохлятину, ели и своих покойников, которых вытаскивали из гробов", - читаем мы в свидетельстве того времени"
[Кратохвил 1991: 83]

О выписках, из речи 1652 года ''De cultura ingeniorum'':

"...Недостаточно лишь прочитать книгу, следует читать внимательно, подчёркивать важные места и выписывать их. Подчёркивай только в собственных книгах. Выписки делай из личных и чужих книг... Единственно выписки при чтении принесут плоды знаний... Желать усвоить прочитанное с помощью одной лишь памяти означает пускать содержание книги на ветер, ибо наша память непостоянна, вмещает в себя множество сведений и так же легко теряет их, если не оградить сад знаний забором из пометок и выписок. - Вы спрашиваете, что надо выписывать из прочитанного. Отвечаю: не слишком ломайте над этим голову. Записывайте всё новое для себя, всё, что кажется прекрасным и полезным, будь то слово ил фраза, изречение или рассказ - словом, все сверкающие перлы. Некоторые книгочеи интересуются только тем, что имеет отношение к их профессии, например богословы делают выписки из теологических сочинений, а прочее пропускают. Они и прекраснейших книг не перелистают, ибо те, по их мнению, бесполезны. Мы же рекомендуем разностороннее образование: пусть читающий по крупицам собирает из всех прочитанных книг мудрость, заключённую в них. Самый простой способ для этого - вести дневник, то есть книгу, в которую надо записывать всё хорошее, что прочёл, увидел, услышал или подумал за день... Помните, однако, что дневник следует снабдить алфавитным указателем, который поможет легко найти записанное в случае надобности..."
[Кратохвил 1991: 130-131]

Коменский и Рембрандт
«Один из гостей ничего не просил, просто приходил повидаться. Художник Рембрандт ван Рейн, на четырнадцать лет моложе Коменского, рядом с ним выглядел измождённым стариком. Лишь пронзительный взгляд живых любознательных глаз молодил его. <…> Массивное обрюзгшее лицо Рембрандта имело болезненный желтоватый оттенок, было изборождено морщинами и складками, под глазами набухли мешки. Старость и нужда не смогли стереть с его безусого, как бы нагого лица следы прежнего жизнелюбия и разгула. А лицо гораздо более старшего Коменского, напротив, казалось моложе и свежее благодаря строгой уравновешенности, приобретённой с годами. <…> Свет – это слово только что вымолвил Ян Амос – свет художники понимают по-своему. Рембрандт разлюбил свет. Насколько прекраснее сияние! Свет падает на поверхность вещей, сияние исходит изнутри. Вот в чём дело! Источник удивительного сияния у каждого человека спрятан в душе, и лишь добравшись до него, можешь утверждать, то понял человека и готов написать его портрет. <…>
– Видишь ли, Ян Амос, мне очень не хочется умирать. Теперь, когда я кое-что понял.
– И мне не хочется. Я столько ещё должен сказать…» [Кратохвил 1991: 159-161]

Из «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих часть шестая…»:


«В обществе, где ты живёшь (будь то школа, церковь, государство), старайся выполнить своё предназначение, и не более того».
«Ближайшее дело каждого преображённого – стараться исправить своё окружение, семью, а затем преобразятся церкви и государства, состоящие из семей».
«Никому не дозволено лениться и бездельничать, кроме малых детей; те пусть играют, дабы от безделья не творили пакости».
«Дом станет школой, если мы постараемся, чтобы каждый домочадец чему-нибудь научился за день».
«В школах следует обучать наглядно, повторять без конца чужие слова – значит передавать по цепочке старинные заблуждения… Надо вести непосредственные наблюдения».
«В высших школах следуй правилу: давай доказательства!.. И в области философии надо уметь приводить такие доказательства, чтобы возразить было нечего». [Кратохвил 1991: 172]. Там же – о прообразах ботсадов и зоопарков – для наглядности в обучении.

Учитель должен увлекать благим примером, быть честным, деятельным, трудолюбивым, живым образцом добродетели, не самоуничижаться и понимать свою высокую миссию.