- Are you serious? - No, I'm Severus
Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики. Изд. 2-е. М.: Книжный дом "Либроком", 2013. — 240 с.

"... чувство удивления заменяет для западного человека способность увидеть в мире явление божьей благодати. То есть, когда неверующий человек встречается с невиданным событием, он удивляется, не понимая его причин, в то время как верующий человек не удивляется, а умиляется, быстро находя причину в виде Бога как первопричины всего. На этом этапе верующий может назвать произошедшее чудом, и данный диагноз будет окончательным, между тем как неверующий будет придерживаться данного диагноза лишь до тех пор, пока для события не подыщется хотя бы какая-нибудь первая попавшаяся, завалящая причина. Из этого следует, что для того, чтобы заставить западного человека видеть чудеса, надо научить его "сдерживать" свои склонности к объяснению, научить как можно дольше не включать свои мощные научно-познавательные аппараты и не искать причины для увиденного удивительного события" [Фрумкин 2013: 229].

Несколько дискуссионно, но пускай.

Габинский Г.А. Теология и чудо: критика богословских концепций. — М.: Мысль, 1978. — 295 с.


"Для христианской апологетики чудо сверхъестественно, но не противоестественно, сверхразумно, но не противоразумно. Чудеса не нарушают законы природы, а только "препобеждают" их" [59].
Содержание понятия — в дефинициях. Объём понятия — роды и виды.

"Чудеса физические: знамения (избавление от опасности) и чудеса (претворение воды в вино).
Чудеса метафизические (преображение, воскресение, непорочное зачатие и др.)" [67].

"Знамение — проявление силы божьей в превышающем умение и знание человека сочетании естественных условий и обстоятельств.
Чудеса происходят без отношения к естественным условиям, как прямое воздействие сверхъестественной силы на явления нашего мира" [67].

"Чудо подобно нефу готического собора: каждый может пощупать основания колонн и увидеть устремившиеся вверх пилястры; но уже нельзя увидеть, как они сходятся на своде: слишком высоко; и в этом нефе мы все как слепые говорящие о далёком горизонте" [F. van der Meer, цит. по: Габинский 1978: 228].

Красивое, но сомнительное сравнение. Стоит только загуглить эти готические небеса — всё видно. Раньше было мрачнее, сейчас многое понятно, но есть и место для новых открытий.

@темы: Лингвистика, Расширение кругозора